В усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка «Генезис» Себастьяна Сальгадо

Самый впечатляющий проект одного из самых известных фотографов воспевает величие природного мира
Южные киты (Eubalaena australis) плывут к полуострову Вальдес из-за естественного укрытия, образованного двумя заливами, Сан-Хосе и Гольфо-Нуэво. Хвост в вертикальном положении над водой выполняет роль навигатора
Южные киты (Eubalaena australis) плывут к полуострову Вальдес из-за естественного укрытия, образованного двумя заливами, Сан-Хосе и Гольфо-Нуэво. Хвост в вертикальном положении над водой выполняет роль навигатора / Amazonas images

Себастьян (вопреки традиции он назван на этот раз Себастио) Сальгадо знаменит давно как автор больших проектов, где монументальные живописные фотографии доносят до зрителя важное послание. Например, о тяжелой жизни трудового народа – десять лет назад на Московской фотобиеннале сильнейшее впечатление произвели его «Рабочие. Археология индустриальной эпохи», для этой серии Сальгадо объездил несколько стран, как и для других своих проектов.

«Генезис» рассказывает о тех местах Земли, где природа не потеряла своей первозданности, а люди, звери и птицы живут в ней, как и было задумано Создателем. Кто бы ни скрывался под этим именем, он все продумал, что и показывают фотографии Сальгадо. На них оперение чернобровых альбатросов напоминает ландшафт Фолклендских островов, где гигантские птицы и обитают; протекающая по горной гряде река Дантли в национальном парке Канады видится ее кровеносной системой; глазастый лемур на Мадагаскаре неотличим от коры дерева, на котором спрятался; женщины деревни Зое в Южной Амазонии возлежат на пальмовых листьях, как созревшие плоды.

Гармония совместной жизни всех созданий природы, запечатленная в «Генезисе», совсем не умиротворяющая. Черно-белые снимки большого формата торжественны, как органная фуга, их композиции динамичны и закручены, как в барочной живописи, а все оттенки черного и серого нагнетают значительность и драматизм: вокруг горных вершин облака клубятся так, словно процесс творения их еще не закончен. Из почти трех сотен снимков можно насчитать разве что десяток вызывающих нежность, но и то в первый момент – если вереница пингвинов, спускающихся с гор к морю, покажется умилительной, то скалы и небо напомнят смотрящему о его личной малости в этом грандиозно задуманном и блистательно воплощенном мире. Сальгадо восхищается первозданной природой и свое преклонение перед ее величием передает зрителям.

Выставки и фильм

Себастьян Сальгадо широко известен не только благодаря своим выставкам и альбомам. Вим Вендерс снял о нем документальный фильм, также имевший большой успех

Он снимал для «Генезиса» восемь лет, объездил сто стран, сделал тысячи фотографий. На сайте выставки написано, что ее за пять лет посмотрели 3 млн зрителей в 25 странах – все грандиозно. На вернисаже в усадьбе Муравьевых-Апостолов, где идет первая для этого места выставка, рассчитанная на массовый успех, Сальгадо с увлечением вспоминал о поездке на Ямал, где кочевал с ненцами, ведомый, как и они, направлением ветра и силой мороза. И видно было, что он не устал удивляться миру, хотя и любит напомнить в интервью, что ему уже больше 70.

Техническое совершенство его снимков и их сюжетная необычность – бесспорное достоинство, но оно и опасно. Лениво глядя на впечатляющие, невероятные картины природы, кто-то может подумать, что это фокусы фотошопа. Однако многие кадры ну никак не составишь, их можно только увидеть, потому что реальность богаче фантазий и таких людей, гор и небес еще никто из художников не придумал. Так что смотреть «Генезис» надо не отдельно, по снимкам, а как единое целое, только тогда автору доверяешь и понимаешь, насколько он превзошел многих мастеров, специализирующихся на видах природы.

Подписи к фотографиям здесь познавательны и служат подтверждением подлинности: «Шрамирование осуществляется с помощью острых камней, ножей, крючков или лезвий бритвы. На рану посыпается зола, которая вызывает инфекцию и рост рубцовой ткани. Деревня сурма в Регии. Национальный парк Омо вблизи от Маджи, Эфиопия. 2007». Прочтя такое, уже не сомневаешься, что узоры на человеческой груди не наклеенные бусинки. Только сам по себе такой кадр может показаться постановочным, а вместе с сотнями других подтверждает, что городская, цивилизованная форма жизни не единственная на этом свете.

До 17 мая